История населенного пункта
Над
рекой всходит солнышко алое,
Рядом в роще поет соловей.
Зимовное – Родина малая,
Здесь начало России моей!
Год образования
села 1640 по данным краеведа Кузюлева Н.Н., в период зимовки в нем татарских
войск.
В архивных данных поселение значится как
село. На центральной улице – Широкой стояла трехглавая церковь. Она была
построена в честь Параскевы Пятницы. До настоящего времени церковь не
сохранилась. В 1895 году при церкви
была церковно-приходская школа.
Свое название наше село получило от речки Зимовки, которая много веков тому
назад соединяла два села: Зимовное и Зимовеньку. Бывшее русло реки превратилась
в лог, склоны лога и холмы поросли лесами. Среди них есть еще несколько тех
древних родников, когда-то питавших своей водой речку Зимовку. Одни ключи
ослабли и пересохли, другие превратились в питьевые колодцы.
В старину село называли то Зимовное, то Зимовское, оба имени встречаются на
страницах одних и тех же архивных документов. По переписи лета 1895 года:
Новооскольского уезда Троицкой волости в селе Зимовное насчитывалось 188 дворов, 1231 житель
(608 мужчин и 623 женщины). Крестьяне в селе были государственные четвертные, 32
грамотных мужчин и 1 женщина, 5 мальчиков учились в школе- за 4 версты от села.
189 мужиков Зимовного занимались местными промыслами, 42 отхожими, в селе было
20 «промышленных заведений», шинок. Главное занятие жителей- земледелие и
скотоводство. На территории села было много садов. Садами занимались испокон
веков, и они были главной доходной статьей здешнего населения. Выращивали такие
сорта яблок: антоновка белая и красная, зеленка, крапчатка и другие. Особенно
славилась антоновка, которую мочили в бочках на зиму. Сады были доходной статьей
здешнего населения. Выращивали такие культуры: рожь, ячмень, овес, сахарную
свеклу, а также коноплю. Люди занимались такими промыслами: бондарством,
шорничеством, плетением лаптей, ткачеством полотна из конопляной пеньки,
кузнечным делом, столярным и плотницким. Дома строили в основном из дуба и
сосны. Крыши делали из соломы, камыша, а также покрывали черепицей. В 1930- 1950
гг. село Зимовное входило в Краснополянский совет Больше-Троицкого района, с
1960-х в Шебекинский район.
Традиции и культура
С очень давнего времени повелось на Руси
отмечать праздники прадедов. Так вот и в Зимовном очень широко праздновались
праздники такие как Первопрестольная, Масленица и другие. В Зимовном осталось
традицией широко праздновать некоторые праздники, которые дошли до нашего
времени. Эти праздники праздновались еще с давнего времени. К примеру возьмем
одну из традиций- празднование Масленицы. Что же себя представляет собой
Масленица. Это последняя неделя перед Великим постом и называется она Сырной
Седьмицей, Масленицей. Справляется она за семь недель до Пасхи. Это самый
веселый, разгульный и поистине всеобщий праздник. Из далеких времен пришла к нам
Масленица. У древних славян это был многодневный весенний праздник,
знаменовавший собой проводы Зимы. С давних времен народ любит этот праздник.
Величает его ласковыми словами: Честная Масленица, Ясочка, Боярыня, Госпожа.
Христианская церковь пыталась искоренить этот праздник как языческий. Но лишь
смогла сократить дни празднования Масленицы. По церковной терминологии Масленица
именуется « Мясопуст» т. е. полное воздержание от мясных кушаний, как подготовка
к строгим дням Великого поста. Главным атрибутом Масленицы считались блины. Даже
есть такая поговорка: « Без блина не маслина». Блины пекут в течении всей сырной
недели. Первый блин на Масленицы- за упокой. Можно первый блин отдать нищим,
чтобы они помянули усопших. Вообще то отмечается широкий размах этого праздника.
Все в нем принимают участие все: старый, малый, простолюдины, знатные. Смена
забав и веселья в течение недели имеет определенную последовательность. Вот,
например, как ученики Зимовской школы праздновали Масленицу. В понедельник
учащиеся Зимовской школы сделали чучело Масленицы. Возили его по главной улице,
а затем по школьному двору. Потом это чучело установили на школьном дворе. Со
вторника по пятницу ученики школы веселились около чучела, катались на санках,
лыжах, пели песни, веселились. Угощали блинами и яствами, которые готовили
своими руками. Проводились посиделки. Ученики вспоминали рассказы своих бабушек
и рассказывали другим. На этих посиделках дети обменивались впечатлениями,
делились мнениями. В субботу проходили конкурсы между
5-9 классами. Здесь было и перетягивание каната, шли кулачные бои, катались на
санках сами и катали учителей, проходил конкурс красавиц. А кто выигрывал лазил
на дерево за призом. После всего этого спели прощальную песню Масленицы, дали
чучелу блин, устроили костер. Торжественно сжигалось на костре чучело со
словами: « Гори блин, гори Сударыня Масленица». Это уничтожение символа Зимы для
воскрешения Весны. В неделю проведения Масленицы входил целый цикл масленичных
игр, обычаев, которым соответствовала и одежда. Вот это то маленькое, что
осталось от традиций села и дошло до наших дней.
В селе распространены такие фамилии: Ауловы-от населенного пункта татарского аул-поселок. Борисовы- от имени предка. Бакшеевы-от татарского « бакшей»-писарь. Бочарниковы –от рода занятий, ремесла. Зубковы – прозвища предка « Зубок». Гореловы от слова « гореть», т. е. горели. Ефимовы от имени предка. Кузнецовы от рода занятия предка « кузнец». Колесниковы – от рода занятия предка. Колесник – тот, кто мастерил колеса. В селе встречаются и такие фамилии, как: Шевляковы, Труфмановы, Оскольские, Пензевы.