МБОУ «Зимовская основная общеобразовательная школа

Шебекинского района Белгородской области»

 

 

 

 

 

 

 

Исследовательская работа по краеведению

направление – «Литературное наследие»

 

 

Вначале было Слово…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Ефимова Виктория,

Ученица 9 класса

 

 

 

 

Руководитель:  Ефимова Эльвира Викторовна

 

                                            

 

 

 

 

 

 

с. Зимовное 2018г.

 

 

 

         Еще царь Давид своими песнями – псалмами призывал обращаться в своих молитвах к Богу. Древние литературные памятники не только сообщали нам о событиях тех времен, средствами языка они донесли до нас характеры былинных образов и конкретных исторических личностей. И это средство слово. В первом веке Евангелисты отводили слову важнейшую роль «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» - читаем мы.

         Вдохновленные Богом, святые равноапостольные братья Кирилл И Мефодий, отвергнув богатства и карьеру, принялись за великое дело – создание славянской грамоты. С тех пор прошло более 11 веков и на каждом  этапе формирования современного русского языка свой вклад в его развитие вносили многие  великие люди. Каждому из них хотелось облечь свои мысли в совершенные необычные формы. Так возникли оды, написанные Михаилом Ломоносовым. А русского поэта 18-го века Гавриила Державина называли «певцом величия Божия». Одно из главных произведений – ода «Богу». Христианские стихи были и у Александра Пушкина, у Николая Гумилева, Анны Ахматовой, Алексея Константиновича Толстого. Вот стихотворение А. Толстого (1857год):

 

 

Любовью к близким пламенея,

Народ смиренью он учил,

Он все законы Моисея

Любви закону подчинил,

Не терпит гнева он, ни мщенья,

Он проповедует прощенье,

Велит за зло платить добром.

Целя недуг, врачуя муку,

Везде спасителем он был,

И всем простер благую руку,

И никого не осудил.

 

 

Редко какой поэт не обращался в своих стихах к Богу-Творцу. Раньше бы я не знала, почему именно так. А теперь знаю, что дети на Руси в прежние времена (в средние векамели знание о Боге, учили азбучные молитвы, написанные в стихах. А теперь я уверена, что люди, писавшие стихи на различные темы, первым делом обращались к Богу: и за помощью, и за вдохновением. А Бог – это любовь. Значит, все написанное «В Боге» - это из глубины души, от избытка добрых чувств. Поэтому и любим мы то, что написано с любовью. Я очень люблю стихи, учу их к школьным праздникам. Стихи есть и в учебниках по православной культуре. Многие из них прекрасны. Они имеют какую-то певучесть, как бы льются из души, когда их читаешь.

 

 

 

Светлым облаком сияет

На горе воздушный храм –

Точно с озера взлетает

Белый лебедь к небесам.

 

Там, меж сосен изумрудных,

Плещет озера хрусталь.

Как молитва в звуках чудных,

Звон церковный льется вдаль.

(В. Шамонин)

 

 

         Таких стихов стало появляться все больше и больше, жаль, что нет сборников с православной лирикой. Но я знаю, где такие стихи найти. Их можно прочитать в православных календарях и газетах. Такой газетой у нас в области является «Белгородские епархиальные ведомости». Эта газета освещает не только события в нашей Белгородско - Старооскольской епархии, но и  питает нас душеполезным чтением. Большую нравственную силу несут нам проповеди иереев, рассказы и стихи читателей. В этих рассказах и стихах мы видим отношение человека к жизни, к Богу, к ближнему, его чаяния, надежды, переживания. Я думаю, что одна из причин возникновения таких прекрасных душевных стихов в том, что мы стали лучше понимать, где зерно, а где плевела, где грех, а где святость. Эту святость мы стали чувствовать сильнее, так как у нас в области и районе стало больше строиться церквей, часовен. Мы стали общаться с большим числом духовных людей. Это батюшки в церквях, это учителя православной культуры. По телевизору мы видим православные передачи, слышим житие святых, духовные песни и стихи. Я задумываюсь, почему нашу область называют Святым Белогорьем и нашла ответ: святость нашего края идет от самого Владимира Красное Солнышко. Эту святость хранили наши епископы. Особую роль сыграл Иоасаф Белгородский, недаром его называем мы Святителем. Кроме того, что он совершал добрые и святые дела, он подарил нам свои духовные стихи.

         Люди легко откликаются на доброту, поэтому все белгородцы любят этого святого человека и поклоняются его мощам. Некоторые свою любовь к нему высказывают в стихах. Вот один из стихов, посвященных Небесному покровителю Святого Белогорья.

 

Известье город облетело;

Спешит огромною толпой

Народ узреть святое тело

В пещере мрачной и сырой…

 

По знаку Божией десницы

К святым причтен и Иоасаф.

Теперь, в серебряной гробнице

Лежит он в славе – чудесах.

 

         Горькие и радостные события переживал наш народ, но пела русская душа и славила Бога. А православная культура хранит в себе это прекрасное богатство. Это не просто религиозное искусство – это духовная красота, высказанная словом. Тому подтверждением является стихотворение русского поэта К. Бальмонта.

 

Одна есть в мире красота

Любви, печали, отреченья,

И добровольного мученья

За них распятого Христа.

 

         А вот отрывок из стихотворения С. Есенина:

 

Говорит Господь с Престола,

Приоткрыв окно за рай:

«О Мой верный раб, Микола,

Обойди ты русский край.

 

Защити там в черных бедах

Скорбью вытерзанный люд.

Помолись с ним о победах

И за нищий их уют

 

         Оно говорит о том, что автор верил в защиту Господа и в помощь чудотворца Николая. И не только поэты 19-го, 20-го веков посвящали свои стихи спасителю, Богородице, святым людям, евангелистким сюжетам и православным праздникам. В жизни благочестивых христиан было также традицией почитать память ближних, молиться о них перед иконами, не забывать осенять себя крестным знаменем. Об этом стихотворение М. Запольского:

 

 

Каждый должен чтить память ближнего,

Вспоминать о нем пред иконою.

Только в той семье лад  и радость,

Где живет Господь, Матерь Божия;

Где идут ко сну с крестным знаменем,

И встают от сна лишь с молитвою.

 

 

         Жители Белгородчины не остались в стороне. Пишут духовно-нравственные стихи не только поэты, но и обычные люди. Это говорит о том, что многие люди наши одарены Божией Благодатью. Вот отрывки из стихов Марины Закарпчук, журналистки и поэтессы из села Новенькое Ивнянского района:

 

 

Дай нам Бог, как бы не было плохо,

Никому не содеять зла,

И чтоб нас до последнего вздоха

Воля Божья по жизни вела.

 

Шумят деревья в вышине,

Молитву к небесам возносят.

Они о наших душах просят

В осенней гулкой тишине –

И о тебе, и обо мне.

 

 

         Эти стихи находят живой отклик в наших душах, мы их читаем с интересом и даже хочется заучить, как молитву.

         Пишут православные стихи и школьники. Вот стихотворение Люды Перминовой, ученицы Белгородской Православной гимназии:

 

 

Все запорошила дороги пурга

И ту, что мне дорога.

Иду по ней и напеваю

И как - будто вспоминаю –

Сегодня родился Христос.

Он рос и рос – Для чего?

Чтобы нас научить терпеливыми быть.

Он для нас в яслях родился,

За весь мир Отцу молился.

А себя Он унижал и никого не обижал.

Делал так он потому – по терпенью своему.

 

 

Нам  нравятся и стихи наших земляков, они воспевают наше Белогорье, его природные дары и красоту, священные места и храмы. Вот отрывок из песни «Святое Белогорье» Леонида Подлесного из села Белянка:

 

 

 

 

О святое Белогорье,

Благодатная наша земля!

Как жемчужины, белые горы

Ожерельями красят тебя.

В тебе таинство жизни, движенья,

В этом святость начала начал.

И, как сказка, твое отраженье

В многопрудье волшебных зеркал.

 

 

         В нем мы видим любовь автора к своему родному краю, восхищение его красотами и святостью.

         Нам нравится также и стихи священника Александра Деревянко. Мы его считаем своим батюшкой, так как села Зимовное и Зимовенька расположены рядом, имеют общий корень – речку Зимовку. Мои мама и папа венчались в Зимовеньке, и крестил меня тоже отец Александр.

         Самый любимый детский праздник – это Рождество Христово. Поэтому и взрослые, и дети пишут очень много на рождественскую тему: «Христос рождается», «Рождество», «Рождественская елка». Нам эта тема очень близка. Мы тоже когда-то были маленькими, и каждый год мы как бы снова рождаемся вместе с Младенцем-Господом и вместе с ним надеемся и верим.

         Я спою мою любимую рождественскую песню:

 

 

На земле так тихо, не бывает тише,

Так что песни ангелов в небе можно слышать

Над пещерой каменной звездочка гляди-ка,

Тихонько на пальчиках ты к ней подойди-ка.

 

Там в пещере чудной сладко пахнет сеном,

Дышит теплым паром там теленок белый.

Ангелы крылаты вон кружатся возле

Потрясенный чудом, там стоит Иосиф.

 

Ты пойди неслышно, ты послушай чутко.

Слышишь, в яслях где-то пискнула малютка,

А на сене темном белые пеленки –

Мать склонилась нежно над своим ребенком.

 

Личико Младенца – радость и беспечность,

А за ним в лохмотьях – вся седая вечность.

Перед ним, гляди-ка, дивное свеченье.

Ризами блистая, то стоит Спасенье.

 

         Автор текста Т. Федорова из Белгорода. Мелодию мы придумали сами и часть поем дома с сестрой. Такое пение доставляет нам радость, и тогда хочется жить – не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать и, конечно, сказать: «Спасибо Богу за все и всем людям простым и святым, кто вдохнул в Слово Дух бессмертный»

Совсем недавно, 3-4 десятилетия тому назад, творчество во Славу Божию было бы преследуемо. А сейчас только приветствуется и появление православных стихов, и спектаклей, и даже целых театров. Я думаю, что это хорошая тенденция в нашей литературе, и она поможет не одному поколению в России найти стержень в жизни.