История  населенного пункта

 

Над  рекой всходит солнышко алое,

Рядом в роще поет соловей.

Зимовное – Родина малая,

Здесь начало России моей!

 

         Год образования села 1640 по данным краеведа Кузюлева Н.Н., в период зимовки в нем татарских войск.

В архивных данных поселение значится как село. На центральной улице – Широкой стояла трехглавая церковь. Она была построена в честь Параскевы Пятницы. До настоящего времени церковь не сохранилась. В 1895 году при церкви   была церковно-приходская школа.

         Свое название наше село получило от речки Зимовки, которая много веков тому назад соединяла два села: Зимовное и Зимовеньку. Бывшее русло реки превратилась в лог, склоны лога и холмы поросли лесами. Среди них есть еще несколько тех древних родников, когда-то питавших своей водой речку Зимовку. Одни ключи ослабли и пересохли, другие превратились в питьевые колодцы.

         В старину село называли то Зимовное, то Зимовское, оба имени встречаются на страницах одних и тех же архивных документов. По переписи лета 1895 года: Новооскольского уезда Троицкой волости в селе Зимовное  насчитывалось 188 дворов, 1231 житель (608 мужчин и 623 женщины). Крестьяне в селе были государственные четвертные, 32 грамотных мужчин и 1 женщина, 5 мальчиков учились в школе- за 4 версты от села. 189 мужиков Зимовного занимались местными промыслами, 42 отхожими, в селе было 20 «промышленных заведений», шинок. Главное занятие жителей- земледелие и скотоводство. На территории села было много садов. Садами занимались испокон веков, и они были главной доходной статьей здешнего населения. Выращивали такие сорта яблок: антоновка белая и красная, зеленка, крапчатка и другие. Особенно славилась антоновка, которую мочили в бочках на зиму. Сады были доходной статьей здешнего населения. Выращивали такие культуры: рожь, ячмень, овес, сахарную свеклу, а также коноплю. Люди занимались такими промыслами: бондарством, шорничеством, плетением лаптей, ткачеством полотна из конопляной пеньки, кузнечным делом, столярным и плотницким. Дома строили в основном из дуба и сосны. Крыши делали из соломы, камыша, а также покрывали черепицей. В 1930- 1950 гг. село Зимовное входило в Краснополянский совет Больше-Троицкого района, с 1960-х в Шебекинский район.

Традиции и культура

         С очень давнего времени повелось на Руси отмечать праздники прадедов. Так вот и в Зимовном очень широко праздновались праздники такие как Первопрестольная, Масленица и другие. В Зимовном осталось традицией широко праздновать некоторые праздники, которые дошли до нашего времени. Эти праздники праздновались еще с давнего времени. К примеру возьмем одну из традиций- празднование Масленицы. Что же себя представляет собой Масленица. Это последняя неделя перед Великим постом и называется она Сырной Седьмицей, Масленицей. Справляется она за семь недель до Пасхи. Это самый веселый, разгульный и поистине всеобщий праздник. Из далеких времен пришла к нам Масленица. У древних славян это был многодневный весенний праздник, знаменовавший собой проводы Зимы. С давних времен народ любит этот праздник. Величает его ласковыми словами: Честная Масленица, Ясочка, Боярыня, Госпожа. Христианская церковь пыталась искоренить этот праздник как языческий. Но лишь смогла сократить дни празднования Масленицы. По церковной терминологии Масленица именуется « Мясопуст» т. е. полное воздержание от мясных кушаний, как подготовка к строгим дням Великого поста. Главным атрибутом Масленицы считались блины. Даже есть такая поговорка: « Без блина не маслина». Блины пекут в течении всей сырной недели. Первый блин на Масленицы- за упокой. Можно первый блин отдать нищим, чтобы они помянули усопших. Вообще то отмечается широкий размах этого праздника. Все в нем принимают участие все: старый, малый, простолюдины, знатные. Смена забав и веселья в течение недели имеет определенную последовательность. Вот, например, как ученики Зимовской школы праздновали Масленицу. В понедельник учащиеся Зимовской школы сделали чучело Масленицы. Возили его по главной улице, а затем по школьному двору. Потом это чучело установили на школьном дворе. Со вторника по пятницу ученики школы веселились около чучела, катались на санках, лыжах, пели песни, веселились. Угощали блинами и яствами, которые готовили своими руками. Проводились посиделки. Ученики вспоминали рассказы своих бабушек и рассказывали другим. На этих посиделках дети обменивались впечатлениями, делились мнениями. В субботу проходили конкурсы между  5-9 классами. Здесь было и перетягивание каната, шли кулачные бои, катались на санках сами и катали учителей, проходил конкурс красавиц. А кто выигрывал лазил на дерево за призом. После всего этого спели прощальную песню Масленицы, дали чучелу блин, устроили костер. Торжественно сжигалось на костре чучело со словами: « Гори блин, гори Сударыня Масленица». Это уничтожение символа Зимы для воскрешения Весны. В неделю проведения Масленицы входил целый цикл масленичных игр, обычаев, которым соответствовала и одежда. Вот это то маленькое, что осталось от традиций села и дошло до наших дней.

В селе распространены такие фамилии: Ауловы-от населенного пункта  татарского аул-поселок. Борисовы- от имени предка. Бакшеевы-от татарского « бакшей»-писарь. Бочарниковы –от рода занятий, ремесла. Зубковы – прозвища предка « Зубок». Гореловы от слова « гореть», т. е. горели. Ефимовы от имени предка.  Кузнецовы от рода занятия предка « кузнец».   Колесниковы – от рода занятия предка. Колесник – тот, кто мастерил колеса. В селе встречаются и такие фамилии, как: Шевляковы, Труфмановы, Оскольские, Пензевы.

 

На главную страницу